f   g    p   tw   tw

+7 48131 3-06-29
  Khmelita@mail.ru
215153, Смоленская область, Вяземский район, село Хмелита

График работы   Карта проезда

 

Рукописи "Горя от ума", первые издания книг, личный рабочий стол Грибоедова и много других старинных вещей, аксессуаров —

посетите настоящую усадьбу писателя, дипломата и просто великого человека.

 0001
 
 
Грибоедов
Александр Сергеевич
(1795 - 1829 гг.),
русский писатель и дипломат.
Хмелита. Старейшая из дошедших до наших дней дворянских усадеб смоленской земли. Грибоедовская Хмелита – духовный и смысловой центр музея-заповедника. Представляет собой огромную мемориальную и историко-архитектурную ценность. Среди наиболее ценных экспонатов
  • рукописные списки комедии «Горе от ума» 1820-х гг.,
  • первое издание «Горя от ума» 1833 года
  • и прижизненные издания других произведений Грибоедова.
  • рабочий письменный стол писателя,
  • здесь же представлены живописные портреты, книги круга его чтения, изображения его современников, виды смоленских усадеб, предметы быта конца 18 – первой трети 19 вв. Кроме основной экспозиции в Хмелите развернуты выставки, которые способствуют более полному восприятию эпохи и творческой биографии А.С. Грибоедова.

История музея →

 

Стоимость билетов в музей →

«И дым Отечества нам сладок и приятен!»

Много исторических сюжетов можно увидеть в окрестностях Хмелиты.

Много радости принесет и встреча с природой.

Славные имена, характеры, судьбы…

В заповеднике «Хмелита» есть, что посмотреть и о чем подумать.

Музей-Усадьба А. С. Грибоедова

Музей-Усадьба А. С. Грибоедова

С 2010 года в музее-заповеднике существует экскурсионно-туристический маршрут по усадьбам в окрестностях Хмелиты «Знакомые все лица…», связанный со смоленским окружением А.С. Грибоедова. Read More
Филиал-Музей П. С. Нахимова

Филиал-Музей П. С. Нахимова

На территории музея – заповедника «Хмелита» находятся мемориальные нахимовские места - сельцо Городок – место бывшей усадьбы Нахимовых, где родился П. С. Нахимов, будущий адмирал и герой Крымской войны, а также погост Спас-Волжинский, в храме которого он был крещён, расположенный неподалеку. Read More
Филиал-Музей «Богородицкое поле»

Филиал-Музей «Богородицкое поле»

Музей и мемориал «Богородицкое поле» будут интересны всем, кому дорога история нашей Родины, история Великой Отечественной войны, они служат мощным средством военно-патриотического воспитания граждан. Read More
Филиал «Мемориал Памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле»

Филиал «Мемориал Памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле»

В 1993 году на высоком холме была установлена стела в честь воинов 2-й дивизии народного ополчения г. Москвы и 200-го отдельного артдивизиона Балтийского флота. Read More
  • 1

Оценка услуг 

 

Музей-заповедник «Хмелита» ко Дню Победы

 

2018 год для военно-исторической памяти Смоленщины юбилейный.  С ранней весны 1943 года советские войска освобождали города области от немецко-фашистских захватчиков. Музеи всех районов смоленского края отмечают эти знаменательные даты, и музей-заповедник «Хмелита» в течение всего года будет посвящать мероприятия 75-летию освобождения Смоленщины от фашистов.

8 мая 2018 года в музее-заповеднике «Хмелита» на мемориале «Памяти воинов Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле» состоялась торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы.  Учащиеся и преподаватели Хмелитской средней школы в поддержку Всероссийской акции «Бессмертный полк» принесли с собой портреты своих отцов, дедов и прадедов. В мероприятии приняли участие ветераны, жители села Богородицкое, преподаватели и ученики вяземской художественной школы. Стихи и песни о войне прозвучали в исполнении  младших и старших школьников, ведущих мероприятия и ветеранов. От Администрации и Совета депутатов Вяземского района всех присутствующих приветствовала П.В. Хомайко. 

После литии о погибших, на могилы павших в годы Великой Отечественной войны и к подножиям памятников были возложены цветы. Акция на «Богородицком поле» завершилась общей фотографией, а все участники были приглашены в Хмелиту (центр музея-заповедника) на открытие выставки работ нашего выдающегося земляка участника Великой Отечественной войны знаменитого художника-графика Ореста Верейского. Название выставки - «Своеобразный перевод» объясняется словами О. Г. Верейского  о том, что язык рисунка, язык  иллюстрации является  переводом слов  на язык графики  - их смысл, содержание становятся линиями, штрихом, цветом, рисунком. Рассказ-рисунок художника, помноженный на читательское воображение, дополняет то, что хотел сказать автор книги и то, что мы прочитали о людях и событиях.

Художник не только родился на смоленской земле, но и был здесь частым гостем и в детстве, и в юности, и уже будучи взрослым. Он стал свидетелем многих эпохальных событий 20-21 века: от первой мировой войны и революции до Великой Победы над фашистской Германией и перестройки.

Военные дороги привели Верейского на памятную ему с детских лет родную смоленскую землю. Подлинно всенародным признанием пользуются иллюстрации Верейского к бессмертной поэме его земляка и друга А.Т. Твардовского «Василий Теркин». В этих иллюстрациях художник, обобщив впечатления и наблюдения военных лет, талантливо воспроизвел в зрительных чертах и будни фронтовой жизни, и созданный воображением поэта образ смоленского парня, олицетворяющий удаль, смекалку и жизнелюбие русского солдата-патриота. Зародившееся в годы войны творческое содружество земляков - поэта и художника – и сохранилось на многие годы: кроме «Василия Теркина» Верейский иллюстрировал поэму Твардовского «Дом у дороги» (1957) и «Собрание сочинений» поэта (1959-1960). Вместе с Твардовским Верейский совершил поездку по Смоленщине, творческим результатом которой стал цикл рисунков и акварелей «Смоленские пейзажи» (1962), они дружили семьями, А.Т. Твардовский часто упоминает имя художника в своих дневниках.

В послевоенные годы Верейский много работал над иллюстрированием произведений А. Фадеева «Разгром» (1949), К.Г. Паустовского «Повесть о лесах» (1949), М. Л. Шолохова «Тихий Дон» (1952), «Они сражались за Родину»,  «Судьба человека» (1958), Никулина «России верные сыны» (1955), а также произведения Джанни Родари («Здравствуйте, дети») и других советских и иностранных авторов. Ему принадлежат разнообразные по тематике серии рисунков, акварелей, автолитографий, созданные в результате его поездок по Чехословакии, Сирии, Ливану, Египту (все в 1955 году), Финляндии (1957 год), Исландии (1958 год), США (1960 и 1963 годы). Во всех этих работах художник-иллюстратор, зорко и вдумчиво проникая в замыслы авторов, духовно роднясь с ними, становится их соавтором. В этом корни огромной впечатляющей силы каждой творимой Верейским иллюстрации.

Подлинные работы Ореста Григорьевича Верейского, представленные на выставке, в разное время были переданы в Сычевский историко-краеведческий музей. Воспоминания детства, военные годы, впечатления от путешествий по Советскому Союзу, Европе, Америке и Африке, характеры и события можно почувствовать и увидеть на этих рисунках и акварелях, отмеченных личной подписью художника.

Рассказ о художнике, со дня, смерти которого в 2018 году исполняется 25 лет, дополняют книги, фотографии, иллюстрации, свидетельствующие о его связях со смоленской землей.

Еще одним разделом выставки «Своеобразный перевод»  стали  работы Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации участника Великой Отечественной войны Владимира Десятникова, который в память о своем отце офицере Красной Армии Александре Десятникове, безвозмездно передал  в фонды музея-заповедник «Хмелита свою обширную «Галерею», состоящую из собственных работ и целой коллекции живописи и графики художников  19- 20 столетия. Творчество  В.А. Десятникова, представлено на выставке работами разной тематики – военное и мирное время, пейзажи, натюрморты, архитектура.

Выставка будет работать до конца мая 2018 года и станет важной составляющей в программе Всероссийской акции в сфере культуры «Ночь музеев».

В соответствие с общероссийской темой «Шедевры из запасников» ее можно будет увидеть в конференц-зале музея А.С. Грибоедова 19 мая с 18.00 до 20.00.

 Вход на выставку свободный.