f  g   p  tw

+7 48131 3-06-29
  Khmelita@mail.ru
215153, Смоленская область, Вяземский район, село Хмелита

График работы   Карта проезда

Оценка услуг 

 

История музея

Увековечение памяти об авторе гениальной комедии «Горе от ума» неразрывно связано с усадьбой Хмелита.

Первыми хранителями памяти о писателе на Смоленщине стали друзья и знакомые Грибоедова, соседи по усадьбам, родственники. В Хмелите одной из первых таких людей  стала кузина А.С. Грибоедова Елизавете Алексеевна Паскевич. Родственные отношения драматурга с семейством кузины Элизы продолжались на протяжении всей его жизни и хорошо прослеживаются по документам и свидетельствам современников.

Из архивных документов становится очевидным, что в период принадлежности Хмелиты Паскевичам здесь сохранились фамильные иконы и портреты, старинные семейные грамоты и документы, хозяйственные бумаги.


Особое внимание княгиня уделяла церквям и фамильной усыпальнице в приделе Казанской церкви. Так, в 1835 году за счет хозяйки имения была перекрыта железом и окрашена медянкой деревянная крыша  этого храма, а на месте ветхой Успенской кладбищенской церкви в 1836 году была выстроена новая часовня.

В Казанской и Алексеевской церквях постоянно совершались церковные требы, а гостями владельцев Хмелиты были не только служители местного церковного причта, но и представители духовенства из Вязьмы и Смоленска.

Первое упоминание в печати о Хмелите как о месте пребывания в ней А.С. Грибоедова связано с именем будущего историка и издателя журнала «Русская старина» М.И Семевского. После его посещения усадьбы в 1856 году, где управляющим служил его отец, а вскоре в Хмелите умерла его мать, в журнале «Москвитянин» появилась статья «Несколько слов о фамилии Грибоедовых». В ней сообщались собранные М.И. Семевским сведения о предках матери поэта, его сестре Марии Сергеевне, коротко сообщалось о сохранившихся реликвиях и господском доме дворян Грибоедовых.

В приложении к статье редакция поместила Грамоту царя Михаила Романова о пожаловании земель в Вяземском уезде предку автора «Горя от ума» Михаилу Ефимовичу Грибоедову, а также несколько ранее неизвестных писем А.С. Грибоедова.

Усадьба Хмелита пережила свое  настоящее возрождение при своих последних дореволюционных владельцах дворянах Гейден – Волковых, владевших имением с 1892 по 1917 год. В конце Х1Х – 20 -  х годах ХХ вв. усадьба возвратила себе былую известность и славу культурного дворянского гнезда.

Владельцы бывшей грибоедовской усадьбы серьезно заинтересовались ее прошлым, изучили историю строительства усадьбы, биографии некоторых предыдущих владельцев. Ознакомившись с родословными росписями, они установили дальние родственные связи с Грибоедовыми,  узнали о литературных прототипах – бывших обитателях Хмелиты, выяснили дату начала строительства главного дома – дворца в усадьбе. До сих пор дата, названная Волковыми, является единственной, других свидетельств о времени постройки дома нет, и очень важно, что она не  противоречит выводам реставраторов, которые основывали свои датировки на косвенных данных.

Таким образом, в Хмелите, как и во многих других усадьбах России этого времени, создавалась своеобразная протомузейная структура. В процессе сакрализации усадьбы, происходившей в русской культуре начала ХХ века, грибоедовская тема в Хмелите сыграла весьма важную роль. Другими словами, происходила «музеефикация сознания» хозяев и гостей усадьбы: ее мемориальное пространство пытались использовать в целях сохранения, изучения и популяризации, рассматривалось как богатейшее историко – культурное наследие в рамках имения.

К сожалению, события 1917 года, ставшего поворотным пунктом в истории России и последовавшая вслед за ним гражданская война, привели к катастрофическим изменениям в культурной ситуации в стране. Члены семьи дворян Волковых стали свидетелями того времени, о котором впоследствии писал князь С.Е. Трубецкой: «Много было тогда разрушено наших родных гнезд, много пропало бесценных культурных сокровищ».

1 декабря 1917 года был составлен первый краткий «Список построек, живого и мертвого инвентаря, а также продуктов, находящихся в имении Хмелита В.П. Волковой».       
К сожалению, вопрос о создании в Хмелите музея А.С. Грибоедова или хотя бы, как это было в соседних Алексине и Овиновщине, музея дворянского быта  тогда вообще не возникал. Ни в одном документе этой поры не упоминается также о мемориальной связи Хмелиты с именем автора «Горя от ума».

10 апреля 1918 года Комиссариат народного просвещения предписал исполкому Хмелитской волости организовать в бывшем господском доме – дворце Народный дом и «не ставить препятствий товарищу Елисееву в приеме культурных ценностей, всего имения и инвентаря».

В это же время из Москвы была приглашена комиссия, отобравшая и отправившая из Хмелиты в столицу, в помещение бывшего Английского клуба (одно их хранилищ Государственного музейного фонда) 113 картин, а в Румянцевский музей книги, по свидетельству Н.К. Пиксанова, была вывезена библиотека «в количестве до пяти тысяч томов».

Одновременно часть вещей из Хмелиты (в том числе 29 картин, мебель и посуда) оказалась вывезена в Вязьму и поступила в создававшийся там музей. Известно, что в довоенной экспозиции Вяземского музея эти вещи стали основой для так называемого Грибоедовского уголка. В 1926 году к грибоедовской Хмелите внимание исследователей привлекла, вышедшая в свет книга Н.К. Пиксанова «Грибоедов и старое барство». В основу книги были положены неизданные документы, имеющие непосредственное отношение к Хмелите, детству и юности автора «Горя от ума», его смоленскому окружению.

В 1929 году, накануне столетнего юбилея со дня гибели писателя и открывающихся в связи с этим событием в Москве широкомасштабных выставок, усадьбу Хмелита посетил заведующий Дорогобужским музеем Н.И. Савин. Им были сделаны фотографии фасадов господского дома, внутренних помещений и изразцовых печей в комнатах второго этажа.

Кроме того, в августе 1928 года в фондах Дорогобужского музея работал Е.И. Остриков, который проявил особенный интерес к выявлению в коллекции музея портретов друзей А.С. Грибоедова, в связи с подготовкой к печати биографии А.С. Грибоедова и очерка «Друзья А.С. Грибоедова».

На момент его пребывания в Дорогобужском музее находился «великолепный портрет маслом работы художника Амерлинга» А. И. Бегичевой (в девичестве Барышниковой), а также несколько портретов ее брата А.И. Барышникова, один из которых принадлежал кисти того же мастера. Кроме того, в собрании музея находились портреты еще двух сестер Барышниковых – Анастасии (в замужестве Тургеневой) и Ольги (в замужестве Толстой).

Е.И. Остриков тщетно пытался найти в музее портрет ближайшего друга Грибоедова С.Н. Бегичева, и в своем письме В.Я. Адарюкову высказывал надежду, что такой портрет мог храниться в семье правнучки С.Н. Бегичева и В.И. Лыкошина Ольги Степановны Бегичевой. В то время она «учительствовала в железнодорожной школе на станции Дорогобуж и выехала на лето на Урал». К сожалению, нам известно только о портрете В.И. Лыкошина, бережно сохранявшегося О.С. Бегичевой и теперь находящегося в экспозиции музея А.С. Грибоедова в Хмелите.

В связи с подготовкой к юбилейным грибоедовским торжествам 1929 года  стало известно о тех вещах, которые предположительно были вывезены из Хмелиты в Гомельское имение Паскевичей. Театровед В.А. Павлов сообщал, что среди них: «Портрет А.С. Грибоедова мальчиком», «Портрет дяди поэта, послужившего прототипом Фамусова (А.Ф. Грибоедова), «Портрет младшей дочери А.Ф. Грибоедова, послужившей прототипом Софьи Фамусовой (С.А. Римской – Корсаковой), «Портрет неизвестной из семьи Грибоедовых. По сличении с детским портретом поэта, предположительно сестра поэта».

В бывшей усадьбе Паскевичей в Гомеле, где находился в это время краеведческий музей им. Луначарского, хранился также список комедии «Горе от ума» и персидские рукописи – манускрипты. По предположению В.А. Павлова, именно эти рукописи были захвачены тестем А.С. Грибоедва А.Г Чавчавадзе в Баязете, и именно о них упоминает Грибоедов в  своей переписке.

В окружном архиве Белоруссии В.А. Павловым была обнаружена папка «одного судебного дела дяди Грибоедова (Фамусова), дающего любопытные черты к этому облику».
Все вышеназванные мемориальные ценности были вывезены в Москву, многие были представлены на юбилейной выставке, в том числе изображение усадьбы Хмелита. После закрытия выставки экспонаты были распылены по запасникам разных музеев.

Перед нападением на Россию немецко – фашистской Германии усадебные постройки и парк в Хмелите были в удовлетворительном состоянии судя по сохранившимся фотографиям 1939 – 1940 гг. По воспоминаниям старожилов, во время оккупации Смоленщины в главном усадебном доме и прилегающих к нему флигелях жили немецкие офицеры и солдаты.   В марте 1943 года, во время отступления они взорвали колокольню Казанской церкви.

В годы оккупации исчезли грибоедовские вещи из Вяземского краеведческого музея, о чем сообщает одна из докладных записок музейного сотрудника, присутствовавшего при попытке эвакуации предметов в 1941 году. Конкретного описания предметов, экспонируемых до войны в Грибоедовском уголке, Вяземского краеведческого музея не сохранилось.

В Хмелите в послевоенные годы в усадебном доме располагался молокоприемный пункт, склады зерна и удобрений.

В 1954 году случился пожар на складах, продолжавшийся в течение нескольких дней. После пожара дом не стали восстанавливать, более десятилетия он стоял, разрушаясь не только  от погодных условий, но и от варварства местного населения. Многие фрагменты кладки были разобраны местными жителями на кирпич для личных нужд. Кроме того, появилось много искателей, так называемого «хмелитского клада», поиски которого также вели к разрушению и осквернению усадебных построек.

25 октября 1966 года Приказом Смоленского облисполкома усадьба была включена в дополнительный список памятников местного значения, подлежащих охране. К этому времени от барочного и позднего ампирного великолепия в усадьбе Хмелита оставался только мрачный скелет.

В 1967 году знаменитый русский архитектор – реставратор П.Д Барановский, уроженец Вяземского уезда, проводил реставрационные работы в Болдинском монастыре под Дорогобужем и посетил Хмелиту. Мастера давно занимала судьба некогда великолепной каменной усадьбы. В ходе натурного обследования усадьбы именно он определил ее как памятник русского, елизаветинского барокко. После этой поездки по инициативе П.Д. Барановского начались реставрационные работы в грибоедовской усадьбе, которые ее спасли.

Первоочередные противоаварийные и консервационные работы, а также натурные исследования позволили подтвердить правоту П.Д. Барановского: под позднейшими ампирными наслоениями оказался первоклассный памятник гражданской архитектуры в стиле барокко. Хронологически он принадлежал к 60 – м годам 18 века, а стилистически к архитектуре 40 – х годов, т. е. к тому периоду, когда каменное гражданское строительство за пределами Петербурга велось в строго ограниченных размерах, а сохранившиеся до наших дней постройки исчисляются единицами.

В 1970 году, в связи со 175-летием со дня рождения А.С Грибоедова, усадьба  получила статус памятника федерального значения и была поставлена на государственную охрану.

Территория усадьбы принадлежала тогда  совхозу «Хмелитский» и использовалась без соблюдения требований по сохранности памятника. В связи с этим ведущему архитектору проекта реставрации усадьбы Хмелита В.Е. Кулакову приходилось на первых порах вести борьбу с местными административными органами, неоднократно пытавшимися вести строительство на территории усадьбы, не согласовывая эти действия с Обществом охраны памятников.

Поначалу, в соответствии с решением Смоленского облисполкома, Всероссийская СНРПМ начала работы по исследованию и составлению проекта реставрации усадебного комплекса и приспособления этих помещений под административно – культурные учреждения совхоза «Хмелитский».

Проект реставрации усадьбы предусматривал восстановление грибоедовской усадьбы в ее первоначальном облике на середину 18 века. Все архитектурные формы дворца, декор его фасадов восстанавливались по сохранившимся фрагментам. Фронтоны главного дома, детали овальной парковой лестницы воспроизводились по аналогии. Первоначальная покраска фасадов в бело - бирюзовый тон с охристыми деталями документировалась отдельными сохранившимися фрагментами. В интерьере восстанавливались внутренние лестницы, своды, карнизы, производилась покраска стен в помещениях.

Одновременно с восстановительными работами в усадьбе Хмелита, силами В.Е. Кулакова, его единомышленников, а также местных краеведов и учителей - энтузиастов грибоедовские места становятся все более популярными не только у смолян, но и за пределами Смоленской области. В летнее время проводятся экскурсии для школьников, Хмелиту посещают историки и литературоведы.

Постепенно, в ходе реализации проекта было признано, что наиболее целесообразно использовать основные помещения дворца только под культурно-просветительные учреждения, т. к. это не требовало изменения интерьеров дворца и его первоначальной планировки.

К 1985 году парадные помещения дома – дворца предполагалось отвести под мемориальный музей А.С. Грибоедова и сельскую библиотеку. В первом этаже планировалось разместить вестибюль, гардероб, комнаты клубной работы. Помещение галереи оборудовалось под зрительный зал. В юго – восточном флигеле размещалась  контора совхоза.
Параллельно разрабатывались проекты охранных зон и реставрации усадебного парка.

Общая направленность исследовательских и проектных работ авторского коллектива ВСНРПМ по усадебному ансамблю в Хмелите, сочетавшего в себе мемориал великого поэта – драматурга и выдающееся творение русского зодчества, служило не только реставрации и сохранению отдельных зданий, но и максимально возможному восстановлению исторической среды. Такое решение обеспечило полноценный показ памятника в условиях возросшего интереса к культурному наследию.

В январе 1985 года в Хмелите по инициативе Министерства культуры РСФСР, Смоленского обкома, Пушкинской комиссии АН СССР и газеты «Советская культуры» прошли первые Грибоедовские чтения. Настоящими вдохновителями этого большого собрания ученых стали архитектор – реставратор В.Е Кулаков, ленинградский ученый, секретарь Пушкинской комиссии, известнейший исследователь жизни и творчества А.С. Грибоедова С.А. Фомичев, секретарь Вяземского райкома В.И. Атрощенков.

В Грибоедовских чтениях приняли участие гости из Москвы, Ленинграда, Новгорода, Смоленска; из союзных республик Украины, Армении, Азербайджана; местные коллекционеры и собиратели. В программу чтений вошли не только доклады и сообщения о биографии и творчестве автора «Горя от ума», но и рассказ режиссера Н.С. Михалкова о задуманном им фильме о Грибоедове, сообщение Н.А. Тарховой об истории усадьбы,  сцены из комедии, сыгранные актерами Малого театра.

В своем заключительном слове, посвященном закрытию первых Грибоедовских чтений, С.А Фомичев обратил внимание слушателей на то, что биография и творчество Грибоедова могут быть разносторонне изучены «только в результате коллективных исследований ученых разных специальностей. Необходима оперативная координация коллективных исследовательских интересов, постоянный и заинтересованный обмен мнений. Необходим и научный центр такого рода исследований. Хочется надеяться, что им станет музей-усадьба Грибоедова «Хмелита», а живым научным органом координации… регулярные Грибоедовские чтения».

При поддержке многих ученых, актеров, средств массовой информации, местной интеллигенции музей–усадьба А.С. Грибоедова формируется с конца 1987 года как филиал Смоленского музея – заповедника.

В июне 1988 года Хмелита приобрела новый статус – была преобразована в самостоятельный музей-усадьбу А.С. Грибоедова. (Решение Исполнительного комитета Смоленского областного совета народных депутатов от 23.06.88 № 236), а Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.09.1990 г. на базе уже существовавшего музея-усадьбы был создан Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А.С. Грибоедова «Хмелита». Сейчас это музей-заповедник федерального значения.
Первые экспозиции – небольшие выставки, посвященные А.С. Грибоедову, находились в 1991 - 1993гг. в дворцовых флигелях, в том числе на площадках и пролетах лестниц. Оформлял эти экспозиции художник – дизайнер А. Тавризов.

Монографическая историко – культурная экспозиция музея «А.С. Грибоедов и его время» была открыта к 200-летию со дня рождения А.С.Грибоедова в 1995 г. Она разместилась в цокольном этаже главного дома-дворца, где прежде находились подсобные помещения. Экспозиция была посвящена жизни и творчеству автора гениальной комедии «Горе от ума», высокому подвигу его служения на воинском, литературном и дипломатическом поприщах.

В 2008 году открыта основная экспозиция «В гостях у А.С. Грибоедова и героев его комедии «Горе от ума», посвященная пребыванию А.С. Грибоедова в хмелите, его смоленскому окружению, «любезным родственникам» и соседям по «летней» усадебной Москве.

Среди наиболее ценных экспонатов – рабочий письменный стол писателя, рукописные списки комедии «Горе от ума» 1820-х гг., первое издание «Горя от ума» 1833 года и прижизненные издания других произведений Грибоедова. Здесь же представлены живописные портреты, книги круга его чтения, изображения его современников, виды смоленских усадеб, предметы быта конца 18 – первой трети 19 вв. Кроме основной экспозиции в Хмелите развернуты выставки, которые способствуют более полному восприятию эпохи и творческой биографии А.С. Грибоедова.

Ежегодно в мае в заповеднике проводится Всероссийский Грибоедовский праздник. 15 января традиционно отмечается день рождения А.С. Грибоедова с участием писателей России. Материалы научных, в том числе международных конференций, публикуются в печати.

В соответствии с планами музея-заповедника, осуществлена музеефикация мемориальных нахимовских мест, создан мемориально-музейный комплекс «Вяземский уезд родина адмирала П.С. Нахимова», создан Мемориал «Памяти воинам Западного и Резервного фронтов «Богородицкое поле» и военно-исторический музей, посвященный трагическому окружению наших армий под Вязьмой в октябре 1941 года. 

В течение последних 30 лет Хмелита успешно возрождалась для новой, теперь уже музейной жизни. Сегодня посетителям музея-заповедника предлагаются экскурсии не только по памятникам заповедника, но и по окрестным усадьбам: Липицы Хомяковых, Волочек Нахимовых, Высокое Шереметевых, Дугино Паниных-Мещерских.

Музей А.С. Грибоедова в Хмелите – единственный в мире музей, посвященный памяти этой выдающейся личности – писателя, дипломата, общественного деятеля. Н.М. Карамзину принадлежат слова: «Родина мила сердцу … пленительными воспоминаниями». Эти воспоминания окружают посетителей грибоедовской Хмелиты на каждом шагу.

Welcome 200GBP Bonus at Bet365 here.